Все о реке Неве: мосты, притоки, наводнения... Река Нева - география, история, наводнения.

Вернуться к основным разделам сайта

Вернуться к СПИСКУ МОСТОВ

БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ

Большеохтинский мост (мост Петра Великого)

   Большеохтинский мост соединяет берега Невы, у впадения в нее Охты, в створе Тульской улицы и Красногвардейской площади. Он находится неподалеку от Смольного собора, почти прямой дорогой к которому является Суворовский проспект, начинающийся от Невского (Староневского) проспекта. На другой стороне Невы дорога выходит к Красногвардейской площади и, пересекая реку Охта растворяется в жилых кварталах сталинской эпохи постройки.

   Длина моста 335 метров, ширина - 23,5 метра. Масса всех металлоконструкций составляет 8920 тонн; в том числе масса противовесов - 1065 тонн.

   Построить мост через Большую Неву в этом месте планировалось еще при Николае I, но в те времена этот проект осуществлен не был - вместо моста там был организован перевоз на лодках. В дальнейшем вопрос об устройстве моста, соединяющего Большую Охту с центральной частью города, поднимался еще несколько раз, но работы по его постройке так и не были начаты. Лишь в начале XX века необходимость сооружения моста стала весьма острой; в городе был объявлен конкурс на лучший проект, результат которого оказался неожиданным: разные инженеры и архитекторы представили на суд жюри 16 проектов, однако победителем был признан чертеж моста, поданный на конкурс «вне зачета». Его авторами были инженер Г. Г. Кривошеин и архитектор В. П. Апышков, а назвали они свой проект «Свобода судоходству!». Правда, первоначальный вариант моста им все же пришлось дорабатывать. Да и лозунг, который авторы сделали названием своего проекта, был в большой степени голословным. Разводной пролет их моста действительно был более широким и более высоким, чем у мостов, построенных раньше, но в этом не было особого смысла, ведь это был не единственный мост в этой части Невы.

   Строительство Большеохтинского моста было начато в 1909 году. Было решено приурочить его к празднованию 200-летия Полтавской битвы. Тогда же мосту присвоили название - мост Петра Великого. Завершилась работа спустя два года. Новый мост резко отличался от Литейного и Троицкого мостов, построенных на Большой Неве до него. У моста Петра Великого было всего три пролета, причем центральный (разводной) обрамлялся двумя высокими башнями, сделанными в форме маяков, к которым, в свою очередь, примыкали более низкие башенки, напоминающие уменьшенные копии средневековых крепостных башен. Следует отметить, что внешний вид моста понравился далеко не всем. Его создателей обвиняли и в том, что мост выглядит слишком громоздким, в то время как его центральный пролет, если смотреть на него со стороны, кажется чересчур тонким, и в том, что разные элементы конструкции моста плохо сочетаются друг с другом, а сам мост не вписывается в окружающий его пейзаж. Хотя менее консервативно настроенные петербуржцы находили новое сооружение оригинальным и по-своему красивым.

   В советскую эпоху мост Петра Великого был переименован в Большеохтинский, по названию реки Большая Охта, впадающей в Неву недалеко от него. В настоящее время мост носит оба названия, хотя чаще его все-таки называют Большеохтинским.

   Хронология:
1901 г. - объявление конкурса на лучший проект моста.
1907 г. - окончательное завершение разработки проекта «Свобода судоходству!».
1909 г. - начало строительства моста Петра Великого.
1911 г. - торжественное открытие моста Петра Великого.

   Почти сразу же после открытия моста Петра Великого по городу прошел слух, что в него поставили заклепку из золота, покрытую сверху тонким слоем железа. К сожалению, проверить этот слух весьма затруднительно, так как заклепок в мосту никак не меньше миллиона.





Copyright © 2011 NevaRiver.ru

designed by Aliona Geraschenko