Все о реке Неве: мосты, притоки, наводнения... Река Нева - география, история, наводнения.

Вернуться к основным разделам сайта

Вернуться к СПИСКУ МОСТОВ

ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ

Зеленый мост

   Зеленый мост через Мойку расположен по Невскому проспекту. Длина моста 39,8 м, ширина — 38,7 м. С 1735 г. мост именовался Зеленым по цвету окраски. Параллельно в 1768 г. появляется наименование Полицейский мост по местонахождению (наб. р. Мойки, д. 59) полицейского управления. Уже в 1746 г. встречается следующее описание: «Зеленый мост близ полиции». В 1785-1801 гг. существовал и смешанный вариант: Полицейский подъемный Зеленый мост. В октябре 1918 г. его переименовали в Народный мост в противопоставление старому названию. Первоначальное наименование возвращено 13 января 1998 г.

   В 1717—1718 гг. здесь был сооружен деревянный подъемный мост, который в течение XVIII века неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1735 г. при перестройке его выкрасили в зеленый цвет и назвали Зеленым. В 1777 г. он был заменен 3-пролетным на каменных опорах с деревянными пролетными строениями балочной системы.

   В 1806 г. на этом месте был построен первый чугунный мост по проекту архитектора и инженера В. И. Гесте (консультант Ф. П. Деволант). Арочное пролетное строение моста состоит из опрокинутых вверх дном чугунных коробок, скрепленных между собой болтами. Основание опор — свайные ростверки. Тротуары выложили гранитными плитами на одном уровне с проезжей частью и разделили металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Надмостные сооружения выполнили в виде литых перильных ограждений и гранитных обелисков, увенчанных золочеными шарами.

   В 1842 г. мост расширили за счет выноса тротуаров на металлические консоли, при этом установили глухие гранитные парапеты, гранитные обелиски на въездах заменили чугунными фонарными столбами (по проекту инженера А. Д. Готмана). В 1844 г. на мосту уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков.

   В связи с прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту в 1904-1907 гг. мост расширили, с обеих сторон добавили по пять рядов коробчатых арок с соответствующим расширением опор, фасадные листы оформили золочеными деталями, установили металлические торшеры с шестигранными фонарями по проекту инженеров В. А. Берса, А. Л. Станового, А. П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина. Новое архитектурное оформление выполнено по проекту архитектора Л. А. Ильина. Фасадные арки моста были украшены орнаментами, а фонарные столбы заменены железными канделябрами с позолотой, с шестигранными стеклянными фонарями.

   В 1938 г. для предохранения от электрохимической коррозии свод под трамвайными путями был изолирован рубероидом, а проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом. В 1951 г. при ремонте моста восстановили утраченные шестигранные фонари. В 1961 г. и 1967 г. произведена реставрация мостовых канделябров и фонарей.





Copyright © 2011 NevaRiver.ru

designed by Aliona Geraschenko